РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Обучение в школе может быть успешным при условии сформированности у ребенка пространственных представлений. Что же это такое?
- Ребенок различаег форму предмета (треугольный, квадратный, прямоугольный, круглый, шар, куб, призма).
- Ребенок различает величину предмета (большой, средний, маленький).
- Ребенок имеет представление о направлениях в пространстве (вверху, внизу, впереди, сзади, сбоку, справа, слева).
- Ребенок имеет представления о пространственных отношениях между предметами и может обозначить эти отношения словами:
«Стол стоит передо мной. Мама сидит слева от меня. Мяч закатился под стол. Слева от телевизора кресло. Чашка стоит между чайником и сахарницей»
Для развития пространственной ориентировки дошкольнику следует предлагать следующие игры и задания:
- Разбирать и складывать матрешки, пирамиды с учетом величины (с 2-3 лет).
- Конструировать по подражанию: предлагают ребенку строить, складывать фигурки из кубиков, счетных палочек то, что делает взрослый. «Делай, как я. Сначала возьму кубик, потом поставлю на него еще один, еще... И ты бери кубик, ставь на него другой. Получиться башня... »
- Конструировать по образцу. Ребенку предлагается сделать гак же как в образце взрослого.
- Подбирать предметы, фигурки одинаковые по форме, размеру.
Например: «Собери все кубики или шарики». «Собери все длинные палочки». «Найди дома все квадратные предметы» (табурет, телевизор, окно).
- Называть геометрические фигуры, форму окружающих предметов. «Огурец похож на овал. Яблоко - круглое по форме. Папина папка прямоугольная»
- Складывать целое из частей.
- Игры-лабиринты
- Различать правую и левую сторону тела, показывать правую (левую) руку, плечо, бок, глаз.
- Определять положение предметов относительно себя.
«Скажи, покажи, что сверху от тебя. над тобой, слева от тебя: «Где
находиться».
- Определять положение предметов относительно друг друга.
- Учиться ориентироваться на листе бумаги.
«Покажи середину листа, верхнюю (нижнюю, правую, левую) часть листа,
Покажи правый верхний (левый верхний) угол. Проведи линию сверху вниз, слева - направо. Кружок нарисуй посередине листа».
Помните, в развитии представлений имеют важное значение рисование, лепка, аппликация, конструирование, двигательные упражнения, спорт, физкультура, танец.