Новости проекта
С праздником вас, с 1 сентября!
Лето на финише, а мы — на старте нового учебного года!
С окончанием учебного года!
Выставление четвертных отметок
Согласование ГИАЦ
Аттестат соответствия системы защиты информации
Архив электронного дневника.
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by

Страничка учителя-дефектолога

Дата: 30 декабря 2016 в 09:30, Обновлено 20 января 2021 в 08:31

Развитие мелкой моторики

   Уже ни для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления.  Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма Письмо - это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.    

  В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

    Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

   Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

   Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Лепка из глины и пластилина.

   Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима - что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

   Рисование или раскрашивание картинок - любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.

Изготовление поделок из бумаги.

   Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша.

   Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Конструирование.

   Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.

    Застегивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков.

   Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке.

   Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.

    Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Всасывание пипеткой воды.

   Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук. Нанизывание бус и пуговиц.

   Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества:

Для девочек - вязание, вышивание и т. д., для мальчиков - чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему, что умеете сами!

Переборка круп.

   Насыпьте в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросите ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.

Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

   Ежедневно предлагайте детям такие занятия!

   Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребёнка не столь утомительными.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие интеллекта.

Советы родителям по развитию зрительной памяти

    В отличие от остальных видов памяти, зрительная легко поддается тренировке. У дошкольников этот процесс происходит достаточно быстро – с помощью специальных игр, развивающих память.

Топ – хлоп

    Эта игра хорошо развивает зрительную память и внимание. Ведущий (взрослый) называет предметы – стол, стул, кровать. Если предмет действительно находится в комнате (например, детской), ребёнок должен хлопнуть в ладоши и сказать «хлоп». Если предмета нет, малыш топает и говорит «топ». Можно играть в такую игру на детском празднике или на прогулке, можно описывать не только комнатную утварь – элементы обстановки театра, детской площадки, героев сказки, мультфильмов, любые группы слов, объединённых смысловой связью (одежда, обувь, овощи, фрукты и т.д.).

Дети шпионов

    Малышу дается задание: как можно подробнее описать соседа, брата, приятеля – любого человека, с которым ребенок знаком. Нов в момент игры он не находится рядом. Следует припомнить как можно больше отличительных черт внешности и характера. Называть можно по одному признаку, по очереди. Проигрывает тот, кто не сможет вспомнить больше ничего об этом человеке.

Самый умный

   Для игры понадобятся листы в крупную клетку. Несколько клеток заполняется простыми кружочками и крестиками, а если малыш уже знает цифры, то цифрами. Смысл игры заключается в том, чтобы игроки запомнили расположение отмеченных клеток после того, как им покажут лист на 30-40 секунд. Побеждают те игроки, которые как можно правильней зачеркнули клетки. По мере того как малыш взрослеет, количество зачеркнутых клеток увеличивается, цифры становятся двузначными. «Играть» можно и с разноцветными клетками.

38 попугаев

     Один играющий чертит на земле или песке неровную линию около метра – двух. Второй, путешествуя по линии, повторяет её от конечной точки в другую сторону. Затем обе линии измеряются шагами «след в след». Затем игроки меняются. Если игроков больше двух, они чертят линии каждый в свою сторону. Выигрывает тот, чья длина будет максимально приближена к первой линии.

 

Полезно для памяти

  • Цельнозерновые  продукты, орехи, семечки, сыр, жирные сорта рыбы, бобовые, гречневая крупа, фрукты и овощи.  Полезны некоторые виды растительных масел: оливковое, соевое, подсолнечное, арахисовое.
  • Поливитаминно – минеральные препараты, витамин Е, рыбий жир.
  • Физическая нагрузка, спорт.
  • Ежедневные полчаса интенсивной физической нагрузки улучшают кровоснабжение мозга более чем на 24 часа и помогают крепко спать. Преривистый сон и недосыпание способствуют забывчивости. 

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ.

Дети с диагнозом «фонетико-фонематическое недоразвитие речи» являются основным контингентом обучающихся на пункте коррекционно-педагогической помощи. Такой диагноз выставляется детям 5 и более лет, у которых имеются некоторые недостатки речи. Характерным является нарушение произношения звуков. Количество неправильно произносимых звуков может быть от 1 - 2 до 12 – 16. Чаще всего нарушается произношение свистящих звуков «с», «з», «ц» («санки» - говорит «фанки», «шанки»), шипящих звуков «ш», «ж», «ч». «щ» («шапка» - говорит «сапка», «сяпка». «фапка»), звуков «р», «л» («рыба» - «лыба», «выба», «уыба»). Иногда дети с ФФН искажают произношение сложных слов: «велосипед» - «сипед», «аквариум» - «аквалия» и т.д. Кроме нарушения звукопроизношения у детей наблюдается недостаточность слухового восприятия, различения звуков речи, затруднения при анализе звукового состава речи. У детей возникают трудности при повторении похожих слогов, слов («па – па – ба», «ход – год – кот»), не узнают заданный звук в ряду других звуков, затрудняются в подборе картинок, слов с заданным звуком.

Как правило, у детей с ФФН достаточный возрасту запас сведений об окружающем, словарный запас, они умеют правильно строить предложения, владеют навыками рассказывания.

Система коррекционной работы позволяет в течение учебного года устранить нарушения звукопроизношения, сформировать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза, что поможет ребенку в усвоении навыков чтения и письма.

Логоритмика – праздник красивой речи

Как часто логопеду приходиться слышать от обеспокоенных родителей: «Мой ребенок не просто плохо говорит, а еще не хочет заниматься дома!», « Невозможно удержать его на месте дольше секунды!», « У моего малыша совершенно не получаются упражнения с мелкими предметами!», «Проблема с заиканием не решается вот уже больше года!» и т.д и т.п….

Действительно, в последнее время значительно возросло количество детей с различными речевыми патологиями. Не углубляясь в причины проблемы, следует отметить, что нарушения речи в разной степени отражаются на формировании личности детей, влияют на их физическое и умственное развитие.

Современные родители прекрасно понимают суть проблемы и стараются не тянуть с визитом к логопеду. Обследование уровня речевого развития ребенка начиная с самого раннего возраста – норма.
Сегодня, помимо традиционных логопедических занятий по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексико – грамматическом оформлении речевого высказывания и др. логопедами-практиками предлагается эффективный метод преодоления речевых нарушений – логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – РИТМИКА?
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

КОМУ ПОЛЕЗНА ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА?
Всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание и др. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр.

КАК СТРОИТСЯ ЗАНЯТИЕ?
Каждое логоритмическое занятие имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам. В программе логоритмического занятия:
• Нормализация темпа и ритма речи
• Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков
• Развитие слухового внимания
• Развитие фонематического слуха (очень важный критерий для успешного обучения ребенка в школе)
• Развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики
• Развитие пространственной организации движений (как профилактики возникновения оптической дисграфии при обучении в школе)
• Развитие физиологического дыхания и фонационного дыхания
• Увеличение словарного запаса, устранение речевых аграмматизмов
• Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться

ЗАИКАНИЕ И ЛОГОРИТМИКА
Да, и еще раз – да!
Движения ребенка с заиканием обнаруживают разнообразные нарушения. Слабая координация движений, недостаточный уровень развития чувства ритма, нарушения одновременности движений. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются трудности действия с мелкими предметами, изменения в состоянии мимической моторики.
В других случаях для детей характерны недостаточная четкость и организованность движений, неуверенность, затруднения в точном удержании заданной позы, темповые расстройства.
Коррекция заикания у детей осуществляется, как известно, только комплексным методом. Помимо медицинских мероприятий, физических упражнений, нормализации речевой функции на логопедических занятиях, в основу метода включена и логопедическая ритмика, с помощью которой нормализуются двигательные функции и речь, кроме того, на занятиях по логоритмике используются психотерапевтические и общевоспитательные методы.

Практика показывает, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
 

КАК УЧИТЬ ЗАПОМИНАТЬ СТИХИ

Всем известна необходимость развития памяти у детей. Большой объём запоминания, способность удерживать информацию длительное время- это показатель хорошего умственного развития, это успешность обучения в школе.

Память бывает произвольная и непроизвольная. В произвольном запоминании преобладает волевое усилие, желание или необходимость что-то удерживать в памяти. Непроизвольно запоминается что-то яркое, необычное, интересное или часто повторяющееся. Вот почему дети часто цитируют тексты из рекламы, узнают рекламные ролики.

В зависимости от того, какой орган чувств участвует в запоминании, различают: зрительную, слуховую, тактильную (узнавание на ощупь), двигательную память. Хорошо развивает произвольную слуховую память запоминание стихов.

Некоторым детям запомнить стихотворение не составляет труда» поскольку у них хорошо развита слуховая память. Чтобы облегчить запоминание, сделать этот процесс более легким, продуктивным, родителям следует учитывать следующее:

-заучивать стихи, соответствующие возрасту и уровню развития речи ребенка,

-начинать работу над запоминанием стихов от простого к сложному. Сначала предлагать для запоминания двустишия, четырехстишия, потешки.

Например: Шапка да шубка, вот и весь Мишутка.

-хорошо заучиваются те стихотворения, которые имеют красочную иллюстрацию, где можно рассмотреть новые предметы, понятия, качества;

-первоначально, читая стихотворение ребенку, взрослый должен сделать это как можно артистичнее, выразительнее.

-необходимо объяснить ребенку все незнакомые непонятные слова, словосочетания. Ведь то, что знакомо запоминается лучше.

-после повторного чтения стихотворения, ребенку целесообразно задавать вопросы по содержанию, чтобы выяснить, насколько хорошо понятно то, что необходимо будет запомнить. (0 ком? Что, кто делает? С кем? Зачем? Почему?)

-в cледующий  раз, читая стихотворение, можно преднамеренно давать возможность договорить последнее слово в строфе в рифму.

Например: Ехали медведи, на ...велосипеде,

                  А  за ними кот, задом ...наперед,

                  А за ним комарики, на воздушном ...шарике.

-затем, читая по одной-две строчки, просим ребенка

повторять;

-затем читаем стихотворение по частям, строфами и

просим повторить.

-в конце просим повторить целиком.

Чтобы разнообразить многократные повторения при

 запоминании стихотворения, очень полезно сочетать

проговаривания с движениями (на ударный слог).

 Например: говорим и дирижируем себе,

говорим и хлопаем в ритм,

говорим и маршируем на месте,

говорим и подпрыгиваем,

 говорим и отстукиваем мячом об пол,

 говорим и соприкасаемся большим пальчиком с указательным, со средним и т.д.

О ЗАИКАНИИ.

Заиканием называется сложное нарушение речи, при котором наблюдается расстройство темпа, плавности речи, непроизвольной остановки или повторение звуков и слогов.

Возникает заикание в период формирования развернутой речи, когда ребенок начинает говорить предложениями, от 2 до 5 лет. Заиканию подвержены возбудимые, нервные дети, дети, в чьих семьях есть заикающиеся родственники, дети из двуязычных семей. Заикаются среди детей примерно 2%. Процент возникновения у жителей города значительно выше, чем у сельских. Заикание значительно чаще возникает у мальчиков, чем у девочек. Чаще всего заикание проявляется после психотравмирующей для ребенка ситуации, испуга (укусила, напугала собака; оставили дома одного; скандал в семье и т.д.). Появлению заикания может сопутствовать появление тиков, навязчивых движений, недержание мочи, неспокойный сон.

Если заикание только возникло

-постарайтесь выяснить, что травмировало, испугало ребенка, и устраните причину страха, испуга, если это возможно;

-обыграйте ситуацию испуга так, чтобы представить ее ребенку с положительной стороны («собака не хотела тебя кусать, она бросилась к тебе, чтобы с тобой подружиться, поиграть»);

-ограничьте речевую активность ребенка, установите максимальный «режим молчания», чтобы затормозить неправильную речь;

-не обсуждайте в присутствии ребенка его проблемы с речью;

-при общении с ребенком избегайте фраз типа: «Как ты сильно заикаешься!», «Ты говоришь плохо, лучше помолчи!», «Говори правильно, не заикайся!».

-пользуйтесь советами типа: «Говори медленно, плавно, как я», «Дыши глубоко и свободно», «Ты молодец. Я люблю тебя. Я верю в тебя.».

-чтобы затормозить привычку речи с запинками, пользуйтесь не привычными формами речи: говорение шепотом; говорение высоким «мышкиным», низким «медвежьим» голосом; пение, произвольное пропевание слов, предложений при общении;

-создайте дома благоприятную и спокойную обстановку, выясняйте отношения в отсутствие ребенка;

-неукоснительно выполняйте режим дня (постоянное время приема пищи, сна, достаточное количество сна);

-побольше гуляйте с ребенком на улице;

-исключите из режима дня просмотр телепередач (особенно передач,  фильмов возбуждающего характера), игры  на компьютере;

-исключите на время посещение шумных массовых мероприятий;

-занимайтесь с ребенком физическими упражнениями, увеличьте контакт ребенка с водой, закаливайте ребенка;

-постарайтесь максимально витаминизировать пищу ребенка;

-проконсультируйтесь с ребенком у врача – невропатолога, логопеда.

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ

Ребенок дошкольник все звуки родного языка чисто и правильно должен произносить к 4—5 годам. Если Вы заметили у ребенка недостатки эвукопроизношения, целесообразно показать ребенка специалисту-логопеду, чтобы исключить грубые нарушения речи, существуете на фоне неправильного произношения. И возможно, следует попробовать заняться постановкой звуков самостоятельно.

РЕБЕНОК НЕ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ч. Говорит не «чай», а «тяй», не «мяч», а «мять». Предварительно научите ребенка слышать правильный, чистый звук Ч в собственном произношении, а затем предложите ребенку постучать язычком по небу, одновременно нажмите пальцами рук на щеки ребенка. Пусть пробует четко, сильно произнести Ч-Ч-Ч, как будто стучат колеса поезда.

РЕБЕНОК НЕПРАВИЛЬНО ГОВОРИТ Щ Ж ,заменяя их на С, 3. Не «шапка», а «сапка», не «жук», а «зук». Предложите ребенку перед зеркалом понаблюдать за положением языка на звуке С (он внизу, губки при этом улыбаются). А теперь попросить ребенка поднять кончик языка вверх за верхние зубки и подуть С-С-С. За верхними зубами звук С превратится в Щ-Ш. Если ребенку трудно поднять и удержать язычок вверху помогите ручкой чайной ложечки.

РЕБЕНОК НЕ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Л. Варианты неправильного произношения разнообразны. Ребенок опускает звук Л в словах: «апата», вместо «лопата», заменяет губным произношением: «вопага», «уапата» и т.д Для успешной постановки звука Л, для начала надо поучить ребенка расслаблять язычок; делать его широким и удерживать в спокойном положении на нижних зубах и губе. Затем длительно произнося звук А, в таком положении просите покусать язычок зубами (не убирая его вглубь рта). Можно услышать А-ЛА-ЛА

У РЕБЕНКА ТРУДНОСТИ В ВЫГОВАРИВАНИИЗВУКА Р.

Если у ребенка не укорочена подъязычная уздечка и он хорошо удерживает язычок вверху за верхними зубами, предложите ребенку следующее. Пусть стучит в бугорок за верхними зубами, повторяя ДЫН-ДЫН-ДЫН, быстро, резко, сильно дуя на язычок. Возможно, с помощью этого упражнения появится вибрация язычка ДЫН-ДЫН-ДРЫН-ДРРЫН-РР…

ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТ ЗВУКИ

Ребенок дошкольник все звуки родного языка чисто и правильно должен произносить к 4—5 годам. Если Вы заметили у ребенка недостатки эвукопроизношения, целесообразно показать ребенка специалисту-логопеду, чтобы исключить грубые нарушения речи, существуете на фоне неправильного произношения. И возможно, следует попробовать заняться постановкой звуков самостоятельно.

РЕБЕНОК НЕ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Ч. Говорит не «чай», а «тяй», не «мяч», а «мять». Предварительно научите ребенка слышать правильный, чистый звук Ч в собственном произношении, а затем предложите ребенку постучать язычком по небу, одновременно нажмите пальцами рук на щеки ребенка. Пусть пробует четко, сильно произнести Ч-Ч-Ч, как будто стучат колеса поезда.

РЕБЕНОК НЕПРАВИЛЬНО ГОВОРИТ Щ Ж ,заменяя их на С, 3. Не «шапка», а «сапка», не «жук», а «зук». Предложите ребенку перед зеркалом понаблюдать за положением языка на звуке С (он внизу, губки при этом улыбаются). А теперь попросить ребенка поднять кончик языка вверх за верхние зубки и подуть С-С-С. За верхними зубами звук С превратится в Щ-Ш. Если ребенку трудно поднять и удержать язычок вверху помогите ручкой чайной ложечки.

РЕБЕНОК НЕ ПРОИЗНОСИТ ЗВУК Л. Варианты неправильного произношения разнообразны. Ребенок опускает звук Л в словах: «апата», вместо «лопата», заменяет губным произношением: «вопага», «уапата» и т.д Для успешной постановки звука Л, для начала надо поучить ребенка расслаблять язычок; делать его широким и удерживать в спокойном положении на нижних зубах и губе. Затем длительно произнося звук А, в таком положении просите покусать язычок зубами (не убирая его вглубь рта). Можно услышать А-ЛА-ЛА

У РЕБЕНКА ТРУДНОСТИ В ВЫГОВАРИВАНИИЗВУКА Р.

Если у ребенка не укорочена подъязычная уздечка и он хорошо удерживает язычок вверху за верхними зубами, предложите ребенку следующее. Пусть стучит в бугорок за верхними зубами, повторяя ДЫН-ДЫН-ДЫН, быстро, резко, сильно дуя на язычок. Возможно, с помощью этого упражнения появится вибрация язычка ДЫН-ДЫН-ДРЫН-ДРРЫН-РР…

20 способов как научить ребенка говорить

1.     Как можно меньше используйте пустышки — соски. Поскольку, их  длительное сосание может создать проблемы с прикусом и с артикуляцией.

2.     Запрещайте сосать палец – последствия аналогичные, что и с пустышкой.

3.     Развивайте мелкую моторику, она стимулирует мыслительные процессы и речь.

4.     Читайте ребенку как можно больше книжек, начиная с 3 месячного возраста.

5.     Как можно больше разговаривайте  с малышом.

6.     Поощряйте познавательные действия ребенка.

7.     Уделяйте внимание артикуляционным играм ( представлены ниже).

8.     Устраивайте домашние инсценировки и представления.

9.     Многократно повторяйте стишки, песенки, потешки.

10. Не говорите в разговоре с малышом слишком быстро, используйте простые и понятные слова.

11. Проговаривайте вслух, что вы делаете.

12. Прослушивайте музыку и песенки для детей.

13. Как можно реже используйте в обучение ребенка электронные игрушки, так как они формируют пассивного участника, за счет того, что все делает за ребенка электроника.

14. Будьте интересным собеседником, используйте в разговоре с крохой мимику.

15. Побуждайте ребенка озвучивать свои просьбы не языком жеста, а именно словами.

16. Повторяйте за ребенком, задавайте простые вопросы, тем самым вы мотивируете говорить его чаще.

17. И дома и на прогулке, произносите название всех предметов, которые заинтересовали малыша.

18. Ведите дневник новых слов, для контроля речевого развития.

19. Радуйтесь каждому новому слову, хвалите, восхищайтесь.

20. Посещайте развивающие центры для малышей, поощряйте общение с другими детьми.

Игры и упражнения

Чтобы научить ребенка говорить, можно использовать всевозможные игры и упражнения.

Артикуляционные игры

С полутора  лет можно выполнять очень занимательную и полезную зарядку для язычка. Все упражнения должна выполнять мама, малышу лишь остается смотреть, и со временем он научится повторять все мамины действия:

o    Погулять язычок собрался: (открываем рот)

o    Он умылся, (кончиком языка проведите по верхним зубам)

o    Причесался, (несколько раз проведите языком между верхними и нижними зубами, высуньте вперед и обратно спрячьте)

o    На прохожих оглянулся, (проведите языкам по губам – «облизнитесь»)

o    Вправо, влево повернулся, (повернуть поочередно язык в указанные стороны)

o    Вниз упал, наверх полез, (опустите язык вниз и поднимите вверх)

o    Раз — и в ротике исчез (спрячьте язык во рту).

Составила:

Павлова И.В.,

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории

10 советов учителя-дефектолога, как помочь ребенку заговорить !

1.     Поощряйте ребенка всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. И в развитии речи подражание играет важную роль. Поэтому будьте хорошим образцом для вашего ребенка. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

1.     Используйте короткие слова, простые и понятные!

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые термины и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «принеси куклу», «где кубик?»Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

1.     Не говорите слишком быстро!

Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

1.     Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

1.     Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками.  Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

1.     Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора. Замените телевизор разговорами, интересными играми и компанией других детей. Именно это будет стимулировать речь Вашего малыша.

1.     Почаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка. Чередуйте медленные и быстрые мелодии. Особенно подходят те, которые можно сочетать с движением. Так тренируется слухо-моторная координация.Кроме того, пойте сами, чтобы малыш следил за Вашими губами и мог повторять за Вами слова.

1.     Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

1.     Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

1.     Исключите любые чрезмерные требования!

Обеспечьте своему малышу спокойную, размеренную обстановку, здоровое питание, достаточный сон, много гуляйте на свежем воздухе. Позволяйте малышу играть с другими детьми.Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.